Картотека прогулок"Мои зимние прогулки" № 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цель – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях. Беседа Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам... Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. За каким месяцем идет декабрь? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Найдите на нашем участке приметы зимы. Труд. Засыпка корней деревьев снегом. П/и: "Игра в снежки". Прыжки на одной ноге. "Мороз". Индивидуальная работа. Дидактические игры."Собери снеговика". "Чудесный мешочек". Пальчиковая гимнастика "Зима". Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом и формочками. № 2 Наблюдение за огородом Цель – знакомить с сезонными изменениями в огороде в зим¬ний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Беседа Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты корми нас целый год И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком. Воспитатель задает детям вопросы. Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.) Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.) Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период. Труд. Постройка фигур из снега на участке. П/и: "Совушка – сова". "Жмурки". "Попади в цель". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что за предмет". "Угадай игрушку". Пальчиковая гимнастика "Хозяйка с базара домой принесла". Самостоятельная игровая деятельность. Строить из снега фигуры. № 3 Наблюдение за воробьем Цель – продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Беседа Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца — Покормите молодца. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зиму¬ющие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зи¬мующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воро¬нье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зер¬нышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробь¬ев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы про¬кормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (От¬чистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц. Труд. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. П/и: "Попади в цель". "Встречные перебежки". Метание снежков вдаль и в цель. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто больше". "Угадай". Пальчиковая гимнастика "Воробышек". Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом. № 5 Наблюдение за снегопадом Цель – формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного. Беседа Не вымыт, а блестит, Не поджарен, а хрустит. (Снег.) Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на зем¬лю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плот¬ные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ло¬маются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый? Исследовательская деятельность Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас¬смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья). Труд. Засыпка снегом корней деревьев на своем участке. П/и: "Снежная карусель". Метать снежки вдаль. "Карусель". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Сундук". "Платочки". Пальчиковая гимнастика "Снежинка". Самостоятельная игровая деятельность. Хоровод вокруг деревьев. № 4 Наблюдение за воробьем Цель – продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время. Беседа У меня есть дружок – воробей. Совершенно бесстрашная птица! Не боится больших голубей И вообще никого не боится. Не боится голодных котов, Не боится высоты и вьюги…. Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно прихо¬дится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться воз¬ле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног чело¬века, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными пти¬цами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обиль¬ный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поеда¬ют? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше со¬бралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.) Труд. Покормить птиц зернами. П/и: "Мороз". "Налетай". "Прыжки на 2 ногах с продвижением. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови предметы". "Сорока". Пальчиковая гимнастика "Птички". Самостоятельная игровая деятельность. Игры с формочками. № 6 Наблюдение за рябиной Цель – расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой. Беседа Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках — их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить. Стали ярче рябинушки щеки детворы, Щедрые у рябинушки для детей дары! Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, от¬личается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины тер¬пкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становят¬ся приятные на вкус и слаще. Какие на вкус ягоды рябины зимой? Какие птицы прилетают полакомиться ягодами? Исследовательская деятельность Сравнить ягоды до мороза и после. Труд. Расчистка дорожек от снега. П/и: "Кто скорее добежит до флажка?". Прыжка в длину с места. "Самолеты". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Скажи какой". "Узнай по описанию". Пальчиковая гимнастика "Веточки качаются". Самостоятельная игровая деятельность. Игры в снежки. № 7 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей Цель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим. Беседа Серых перьев комок На морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.) Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.) Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.) Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол¬стый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык¬вы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не уле¬тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас¬щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета¬ют ближе к жилью человека.) Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По¬тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни¬ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.) Труд. Укрепление снегом корней молодых деревьев. П/и: Птицы и кукушка». Лягушки и цапля». прыжках в длину с места. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Эхо". "Составь фигуру". Пальчиковая гимнастика "Воробей". Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке. № 9 Наблюдение за трудом дворника Цель – продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде. Беседа Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. Что делает дворник зимой на территории детского сада? Какие орудия труда он использует для работы? Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз? Нужна ли работа дворника людям и природе? Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой? Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит. Труд. Строительство горки из снега для кукол. П/и: "Два мороза", "Горелки". Ходьба на лыжах. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Чего не стало". "Реши пример". Пальчиковая гимнастика "Веселые ребята". Самостоятельная игровая деятельность. Ходьба на лыжах. № 8 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей Цель – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим. Беседа Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заме¬тив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугли¬вые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всю¬ду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тща¬тельно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред челове¬ку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерно¬вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поеда¬ют большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.) Труд. Сгребание снега на участке. П/и: "Автомобили". "Цепи кованные". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Если бы…" "Цепочка примеров". Пальчиковая гимнастика "Шустрая синичка". Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом. № 10 Наблюдение за хвойными деревьями Цель – закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать вы¬воды. Беседа Для чего нужен лес? Что он дает человеку? Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег па¬дает охапками с веток. Чем пахнет зима? Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему? Какие деревья украшают лес зимой? Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими. О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.) Как выглядит ель? Кто ее сестра? Когда зацветают ели? (Один раз в 5—6 лет.) Почему семена сосны, когда падают, быстро вращают¬ся? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как ма¬ленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрач¬ные крылышки.) В чем сходство хвойных деревьев? Чем отличаются деревья друг от друга? Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом дру¬гом? (Не проникает ветер.) Исследовательская деятельность Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тон¬кой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву). Труд. Сгребание снега к деревьям. П/и: "Что растет в родном краю?". "Самолеты". Прыжки с продвижением. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови дерево". "Исправь ошибку". Пальчиковая гимнастика "Елочка". Самостоятельная игровая деятельность. Ходьба на лыжах.
|