Картотека прогулок "Мои осенние прогулки" - Пізнавальний розвиток - Методична скринька - Для завантаження інформації з сайту ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ! - Сайт вихователів
    Реєстрація.    Створить PS Субота, 03.12.2016, 11:34

Меню сайту
Категорії розділу
Конспекти занять [1]
Дослідницька діяльність [1]
Мовленнєвий розвиток [4]
Пізнавальний розвиток [13]
Художньо-естетичний розвиток [2]
Ігрова діяльність [8]
Методичний кабінет [20]
Персональний кабінет
Привіт: Гість

Сообщения:

Гість, ми раді вас бачити. Будь ласка зареєструйтесь або авторизуйтесь!
Форма входу
Погода

Для завантаження інформації з сайту ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ!

Головна » Файли » Методична скринька » Пізнавальний розвиток

Картотека прогулок "Мои осенние прогулки"
01.02.2011, 09:48
Картотека прогулок "Мои осенние прогулки"

№ 1
Листопад

Цель – закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.
Беседа
Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много- много листочков с шуршанием полетело на землю. Это ЛИСТОПАД. Листопад, листопад.
Листья по ветру летят
Листья летят медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листь¬ев? (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотис¬тая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

Труд. Собрать красивый букет для помощника воспитателя.
П/И : "Листопад", "Догони меня", "Воробушки"
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Сравнивание 2 групп предметов. "Доскажи фразу"
Пальчиковая гимнастика "Листопад".
Самостоятельная игровая деятельность
Игры в песочнице – "Я пеку, пеку деткам всем по пирожку".
Составить из опавших листьев узор на асфальте. № 2
У цветочной клумбы

Цель – познакомить детей с названиями цветов - ноготки (календула),
космея, настурция, их строением (найти стебель, листья, цветки, корни). Закрепить понятия "высокий - низкий" (цветок), "короткий - длинный" (стебель).

Беседа Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...

Дети обходят клумбу свободно, любуются осенними цветами. Спросить
какие из цветов дети знают. Затем познакомить с новыми. Какая у нас красивая клумба, как много на ней красивых цветов. Кто мне покажет красный цветок? А белый? Посмотрите, цветы как люди бывают высокие
и низкие. Кто покажет мне высокий цветок? До макушки даже не
дотянешься. А другие цветы низкие – (петунья, анютины глазки). А теперь идите вокруг клумбы и показывайте всем низкие цветы, высокие.
Каждый раз при показе цветка дети называют его.
Рассматривание цветков и их строение: стебель, цветок, листья. Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья,
корень? Как называются цветы, растущие на клумбе? Можно ли их
срывать с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова
выросли? Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Труд. Собрать семена растений. Собрать листья для осенних шапочек
П/И: "Карлики и великаны", "От меня на … шагов", "Прыжки на двух
ногах с продвижением вокруг клумбы".
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Составление узоров из осенних листьев, чередуя желтые и красные
листья. "Мартышки". "Сравни и назови".
Пальчиковая гимнастика "Цветы".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры в куличи, с мячом.

№ 3
Большая лейка

Цель – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда желание помогать.
Беседа Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
Посмотрите дети, какая сегодня прекрасная погода! Стоит золотая осень. Деревья разукрашены пестрыми листьями, особенно клен. Обратить внимание на работу дворника, который сметает листья с дорожек. Какое орудие труд труда использует дворник? Веник. Какой? Большой. Для чего он сметает листья? А вы хотите помочь? Какой веничек у ребят? Какого размера? Из чего он сделан? Какие орудия труда он использует для работы? Нужна ли работа дворника людям и природе?

Труд. Посильная помощь дворнику. Дворник хвалит ребят, благодарит за помощь и начинает поливать клумбу из лейки. Дети наблюдают, как ласково льется вода, называют цветы,
которые теперь напились воды, умылись и улыбаются всем.
П/И: "Воробышки и автомобиль", "По ровненькой дорожке", Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая
равновесие.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Какого цвета?" "Кто что делает?" "Из чего сделано?"
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры с песком "Булочная", игры со скакалкой и мячом. № 4
Ласковый кот Федот

Цель – научить различать характерные признаки внешнего вида
животных. Познакомить с особенностями поведения этих
животных.

Беседа
Дети выходят на прогулку, начинают играть. Незаметно педагог приносит котенка. Ребята посмотрите, кто к нам пришел. Дети рассматривают котенка, части тела, гладят, определяют цвет
шерстки. Воспитатель предлагает придумать имя котенку. Он ласковый котенок. Он знает, что у нас добрые дети и его не будут обижать. Взрослый напоминает, что гостей всегда угощают. Что
любит кушать котенок? А мы сейчас проверим. Идут на кухню,
и повар выносит конфету и кусочек мяса. Котенок ест, педагог обращает внимание на острые зубы и когти. После обеда нужно умыться, а как же будет умываться Федот? (язычком)
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?

Труд. Собрать поломанные веточки с участка
П/И: "Раздувайся пузырь", "Мыши водят хоровод", Прыжки на
двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Упражнять детей в определении понятия большой-маленький
листок. Связывать прилаг. с сущ., "Назови кошку".
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
Самостоятельная игровая деятельность
Предложить детям построить замок для сказочной принцессы (принца).

№ 5
Экскурсия вокруг сада

Цель — уточнять понятия "дерево", его строение. Объяснить, как отличить дерево от куста.

Беседа
Дети берут корзиночки и ведерки. Проходим по территории, обращаем внимание на тополь. Посмотрите, какое большое дерево. У него толстый высокий ствол. Ствол у дерева 1. Он белый с черными полосками. Это дерево называется береза. А это куст смородины. Он низкий, невысокий. У него много веточек, а ствола нет, ветки все тонкие. Летом мы с вами лакомились вкусными ягодами смородины. Посмотрите внимательно вокруг, где вы еще видите березы? (деревья? кусты?)

Жаль озябшего бедняжку —
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)

П/И: "Ау, ау, заблудились мы в лесу", "Поймай грибок", Метание шишек в дерево правой и левой рукой.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Упражнять в различении понятий: Тонкий-толстый, длинный-короткий. Закрой глаза и угадай что у тебя в ладошках шишка или камень? Найди дерево, "Сравни".
Пальчиковая гимнастика "Лес"
Труд. Собрать веточки, красивые листья. Крылатки для выкладывания различных фигур на песке
Самостоятельная игровая деятельность.
Самостоятельный сбор игрушек, "Кто, за чем спрятался". № 6
Хмурая осень

Цель — познакомить с наиболее типичными особенностями
поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и
назначение предметов одежды.

Беседа
Собираясь на прогулку обратить внимание на одежду детей
(куртки с капюшонами, резиновые сапожки, перчатки). Потому
что на улице поздняя осень, стало холодно, поэтому мы
одеваемся теплей. Если на улице идет дождь, дети наблюдают из окна, или из веранды. Какие предметы стали мокрыми? Почему
не видно птиц? Почему на улице мало прохожих? Обратить
внимание на разнообразие зонтов. Какой кому понравился?
Для чего нужен зонт? Посмотрите на небо, какое оно? Серое,
хмурое. Нерадостно смотреть на голые кусты. Лужи.
Прислушайтесь как воет ветер.
Скучная картина, тучи без конца
Дождик так и льется, лужи у крыльца.

П/и: "Солнышко и дождик", Продолжать упражнять детей в
прыжках на 2 ногах с продвижением вперед, "Удочка".
Самостоятельная игровая деятельность.
Рисование палочками на мокром песке, выкладывание рисунков камешками.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Придумай предложение", "Как шумит вода?"
Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять"
Труд. Заинтересовать детей в том, чтобы наш участок был чистым. Собрать поломанные веточки.

№ 7
Наблюдение за деревом

Цель — уточнять понятия «дерево». Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

Беседа
Ребята, отгадайте загадку:
Рук много, а нога одна?

Правильно, это дерево. Посмотрите сколько много у него рук –веток. Они бывают и большие, толстые, и маленькие, тонкие, и длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у нашего дерева? (Дети встают на носочки). Давайте рассмотрим листочки. Какого они цвета? Какой формы? Они маленькие или большие? Это дерево береза? Нет, потому что у него ствол не белый, а черный. Это дерево называется КАРАГАЧ. Что означает КАРА- черный. Карагач тоже сбрасывает листья осенью, опавшие листочки укрывают корни дерева от мороза.

П/и: "1,2,3 к дереву беги", Метание шишек в дерево правой и левой рукой, "Поймай грибок"
Пальчиковая гимнастика "Осень"
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры с мячом, рисование на песке, игры с мячом.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Повторение скороговорок со зв.{ш}. "Найди дерево", "Сравни".
Труд. Собрать красивые листья для аппликации. Собрать и разложить по коробочкам природный материал.
№ 8
Наблюдение за пнем

Цель – Способствовать формированию представлений о том, что
такое ПЕНЬ; что пень служит "домом" для разнообразных живых существ (животных и растений).

Беседа Сломанной сосёнки пень
в муравьиной куче.
А над ним густая тень
от пришедшей тучи.
Ребята, посмотрите, что это такое? Да, это пень. А вы знаете,
откуда он взялся? Раньше росло дерево, оно выросло большое – пребольшое, но однажды оно заболело. Вы когда-нибудь болели. Люди старались его лечить: весной побелили ствол известью,
окопали его, полили, но оно, к сожалению погибло. Потому что
зимой у дерева замерзли корни. И вот пришлось это дерево
спилить, и вместо него образовался пень. Посмотрите, от пенька начали расти новые ветки, и со временем здесь вырастет новое дерево. В коре пенька прячутся букашки, паучки от холода. Так что пень служит еще домом для насекомых. Еще его осенью любят
грибы. Они покрывают его полностью.

П/и: "День – Ночь", "Прыг скок", Прыжки на двух ногах с
продвижением вокруг клумбы.
Самостоятельная игровая деятельность.
Предложить детям составить из листьев забавную игрушку Ёжик,
ни головы, ни видно, ни ножек.
Труд. Поощрять детей помогающих друг другу раздеваться.
Пальчиковая гимнастика "Пенек".
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"Собери только желтые; зеленые, красные листочки", "Что это…", "Направо – налево".

№ 9
Наблюдение за паутиной

Цель — показать детям многообразие осени. Учить наблюдательности.

Беседа Осенью бывают ясные деньки,
Листики порхают словно мотыльки,
Нити-паутинки серебром горят,
Льется на тропинку желтый листопад.
Посмотрите как красиво вокруг! Золотые деревья, голубое небо, ласковое солнышко. Приглядитесь вокруг, идите на солнышке блестят тончайшие нити – паутинки. Серебристые ниточки летят по ветру, оплетают кусты. Откуда же взялась эта Паутина? Кто ее сделал? Паучок.
Пау-паучина паутину сшил, вдруг закапал дождик
Паутину смыл. Выглянуло солнце стало припекать
Пау-паучина трудится опять.
А знаете, для чего он плетет паутину? Для того чтобы отправиться в путешествие. Он взбирается на ветки, сучки и принимается за работу. Сначала паук прикрепляет начало своей нити, затем передвигается против ветра и выпускает паутинку. Когда длина = 1м, паук передвигается к месту прикрепления, откусывает паутину , подбирает ножки и улетает. Таким образом, он ищет новое место жительства, (расселяется). Паутина как парашют не дает ему упасть. Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.) Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.) Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.) На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жуч¬ков.)
П/и: "Веселая сороконожка", "Вейся венок", Прыжки на двух ногах с продвижением.
Самостоятельная игровая деятельность. Поиск красивых цветков. Игры с песком.
Труд. Подмести веранду (посильная помощь дворнику)
Индивидуальная работа Дидактические игры. "Узнай дерево по листочку", "Сдуй листок со стола".
Пальчиковая гимнастика "Паутина" № 10
Наблюдение за ветром

Цель — конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

Беседа Неизвестно где живет,
Прилетит, деревья гнет.
Засвистит по речке дрожь
Озорник, а не уймешь!?

Что это? Это ветер. Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер?
(Наблюдение начинается из окна). Мы сейчас выйдем на улицу и
проверим. Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево
вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А
услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган Что же такое ветер.
Ветер это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом,
без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать?
Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу? (сушит белье, лужи, мельницы работают, вырабатывает свет)

П/и: "По широкой по дорожке так шагают наши ножки",
Упражнять в ходьбе с высоким подниманием коленей,
"Самолеты"
Самостоятельная игровая деятельность
С помощью вертушек, султанчиков проверить силу ветра
Труд. Самостоятельный сбор игрушек. Подмести веранду.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Какой ветер?"
"Выложи сам".
Пальчиковая гимнастика "Ветер дует".
№ 11
Наблюдение за птицами

Цель — закрепить знания детей о птицах: название, части тела,
питание.

Беседа
Мы сегодня будем наблюдать за кем-то очень интересным. Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Сниться ночью пауку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит-плохи дела. (птица)

Что это? Птица. Давайте посмотрим, какие части тела есть у птички: голова, лапки, крылья, хвост. Как передвигается птичка? Она может летать, прыгать, ходить. Как летает, покажите, как прыгает? Сколько крыльев у птичек? У всех птичек 2 крыла или нет? А сколько хвостов? С помощью крыльев она может летать. Посмотрите, когда птичка сидит она складывает крылья и их не видно, а когда летит, они раскрываются, становятся большими. Птичка размахивает ими , как будто отталкивается ими от воздуха. А лапок в полете не видно, потому что она их подтягивает к себе. Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на кото¬рых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотич¬но, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

П/и: "Летает – не летает" ," Упражнение на равновесие", "Филин и пташки".
Самостоятельная игровая деятельность.
С выносным материалом
Труд. Покормить птичек. Приготовить угощение для птичек.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови, одним словом". "Кто как поет?"
Пальчиковая гимнастика "Птички".

№ 13
Наблюдение за божьей коровкой

Цель – познакомить детей с характерными признаками насекомого, о его защитных средствах.

Беседа
Божья коровка улети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого.

Божья коровка это такой жучок, Какого цвета у нее спинка? Красная. А у кого из ребят надета красная шапочка, или курточка? А что у нее на спинке? пятнышки. Посчитайте сколько их? Какого цвета? Головка у нее овальная, черного цвета. Посмотрите, у нее выглядывают прозрачные крылышки, она согрелась от тепла руки и сейчас улетит. Она умеет ползать по стебелькам травы, умеет летать на большие расстояния. А вы знаете, что означает красная окраска спинки? Это означает что она ядовитая. Птицы знают об этом и не клюют ее. Божья коровка питается тлями, личинками жуков-листоедов, паутинными клещами и др. Как ни удивительно эти красивые насекомые хищники. На зиму они прячутся в коре деревьев, зарываются в землю. Если б.к. зарывается в сухие листья, значит, зима будет теплой.

П/и: "Лохматый пес". Прыжки в высоту на месте. "Пузырь".
Самостоятельная игровая деятельность с песком – "День рождения".
Труд. Собрать песок вокруг песочницы
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Нарисуй палочкой". "Какое небо?"
Пальчиковая гимнастика "Смелые коровки"
№ 12
Наблюдение за солнцем

Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы:
изменениями, происходящими с солнцем.

Беседа
Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … Солнце.

Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему
сегодня так тепло? Потому что солнышко греет. Солнце очень горячее,
оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю
землю. Посмотрите на солнце. Вы можете долго смотреть на него? Нет. Потому что оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь
до солнца. Потому что оно находится так далеко, что не хватит целой
жизни: а если долетит, то расплавится, вот какое оно горячее. Какого
цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень
темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на
вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли гла¬зам? Положить два камешка.
Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком,
чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сде¬лать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее,
чем в тени.

П/и: "Солнышко и дождик". Бросить мяч вверх к солнышку и поймать. "Горелки".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с цветными стеклышками
Труд. Собрать веточки и составить из них геометрические фигуры
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Упражнять в
различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
"Ласковые слова"
Пальчиковая гимнастика "Руки вверх".

№ 14
Наблюдение за приметами золотой осени

Цель – уточнить представления детей о золотой осени,
накапливать эмоционально чувственный опыт.

Беседа Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни
бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах
начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался
листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья
и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки).
Полюбуйтесь красотой осенней природы.
Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

П/и: "У медведя во бору". "Метание в цель". Перебежки. Самостоятельная игровая деятельность с песком "Чьи следы?". "Выложи сам".
Труд. Собрать красивые камешки для игры
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"Доскажи фразу". "Выстрой в ряд"
Пальчиковая гимнастика "Осень".

№ 15
Наблюдение за березой осенью

Цель – уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей. Учить сравнивать предметы.

Беседа Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пят¬нами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, ко¬рень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

П/и: " Мышеловка". "Ветер дует". Прыжки на одной ноге.
Труд. Собрать листочки березы для аппликации
Самостоятельная игровая деятельность с песком "Запутанные дорожки". Рассадить в разных сторонах песочницы игрушки и нарисовать дорожки к ним
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание считалочки. "Кто быстрей?" "Посчитай до…"
Пальчиковая гимнастика "Березка"

№ 17
Рябина и рябинка

Цель – расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение.

Беседа Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод - для души,
Из рябины бусы очень хороши!

Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину? (Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке). Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно? (Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.) Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина - так о ней поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? Птицы: снегири, свиристели, вороны.
Рябине в народном календаре посвящен праздник - 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.
Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой: пусть она оберегает наш дом.

Игры – подвижные, самостоятельные по желанию детей.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто быстрее?".
"Достань до…" "Какой формы?".
Труд. Собрать ветки с участка.
Пальчиковая гимнастика "Ягодка"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.
№ 16
Наблюдение за синичками

Цель – познакомить с синичками, учить различать синичек
по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления
об особенностях питания этих птиц познакомить с повадками.
Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Беседа Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Всё хвастает синим своим сюртучком.
И шапочкой чёрной гордится. (синица).

Рассматривание внешнего вида. Посмотрите, какая у нее
шапочка, желтая грудка, а какого цвета у нее шарфик? Как поёт?
Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков,
гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у
нее много кормов в поле, лесу. А вот зимой когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает
поближе к человеческому жилью. Человек ее подкармливает.
Как вы думаете, что больше всего любит синичка?
Поисковое задание. Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала. Определить, что любят синички. Как
ведёт себя во время питания?

П/и: "Лиса в курятнике". "Беглый воробей". Отбивание мяча.
Труд. Покормить синичек. Подмести дорожки.
Самостоятельная игровая деятельность. "Стряпаем куличи".
Сбор листьев.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание "Мирилочки". "Я тебе, а ты мне". "Что одинаковое?"
Пальчиковая гимнастика "Птички"

№ 18
Деревья без листьев

Цель – закрепить узнавание деревьев по внешнему виду.

Беседа
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!

Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно,
день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву?
Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.)
Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не
сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это
происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как
все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина сосна, ель, лиственница и др.) А какие это
деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются
от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойные
и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?

П/И : "1,2,3 к дереву беги". "Вороны". Скаканье на скакалке.
Труд. Собрать шишки для опытов
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
"На что похоже облако?" "Назови фигуру"
Пальчиковая гимнастика "Елочка"

№ 19
Наблюдение за птицами

Цель – дать детям общие представления о птицах (голубь,
воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду.

Беседа Летит над полем птичка
Чирик-чик-чик
А что несет синичка?
Чирик-чик-чик
Несет она травинку.
Чирик-чик-чик
Несет травинку птичка
Чирик-чик-чик.

Какая птица больше - голубь или воробей? Как передвигается воробей? Как передвигается голубь? Как кричат воробей, голубь?
Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль». Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.

Труд. Сгребание в кучи сухих опавших листьев.
П/ и: "Перелет птиц". Катание обручей друг другу. "Пташки".
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди пару". "Подскажи словечко"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.
Пальчиковая гимнастика "Чик чирик"

№ 21
Наблюдение за вороной

Цель – учить узнавать пернатых по внешнему виду. Закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц.

Беседа Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.

Кто это, как зовут эту птицу? В чем особенности ее внешнего вида? Где она живет? Есть ли у нее враги? Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу. Как выглядит ворона? Чем она питается? Зимующая или перелетная эта птица? Как ворона кричит?
Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горло крылья хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках где всегда есть чем поживиться, ведь ворона - птица всеядная.

Труд. Расчистка участка и дорожек от мусора.
П\ и: "Встречные перебежки". "Попади в обруч". Прыжки через скакалку.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что изменилось?". "Ориентация на месте"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом. Игры со спортивным инвентарем.
Пальчиковая гимнастика "Ворона"

№ 20
Наблюдение за перелетными птицами

Цель – дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона,
воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать,
как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют
воду из лужицы).

Беседа Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.

Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? Что происходит осенью с кормом для птиц? Как птицы готовятся к отлету? Назовите первый
признак приближения осеннего пере¬лета птиц. Какие птицы улетают в
теплые края? Зачем они это делают? Птицы питаются, дышат, двигаются –
они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев. Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти
корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль... (большой).
• Утка серая, а лебедь ... (белый).

Труд. Сбор семян деревьев.
П/и: "Собачка и воробей". "Море волнуется". Бросание мяча
друг другу снизу.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай по описанию" .
"Ты мне, я тебе"
Самостоятельная игровая деятельность. Использование различных
видов ходьбы: разное положе¬ние рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цап¬ля).
Пальчиковая гимнастика "Птица летит"

№ 22
Наблюдение за березой

Цель – продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
по которым ее можно выделить среди других деревьев;
воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Беседа Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.

Стоит Алена - платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза? Где ствол у
березы широкий, а где - узкий? Ветки у березы толстые или тонкие?
А листья можно достать? А листья можно достать? Какого цвета ствол
березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого
цвета листья у березы? Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей». Березку мы легко нашли по белому стволу с черными
пят¬нами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался
листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме. Хорошо в
лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений.
И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам
или друзьям.

Труд. Сбор урожая овощей.
П\ и: "Зайцы и волк". "Самый быстрый". Подскоки на двух ногах
Индивидуальная работа. Дидактические игры.
Самостоятельная игровая деятельность. Хоровод вокруг березки.
Пальчиковая гимнастика "Маленькое дерево"
№ 23
Наблюдение за воробьями

Цель – Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Познакомить с внешними особенностями воробья; учить находить сходные и отличительные признаки между вороной, голубем, воробьем.

Беседа Птички-невелички
В ручейке купаются,
А на дне травинки
Пляшут, извиваются.

Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет? Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.) А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылыш¬ки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.) Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.) Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревян¬ных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.) Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.) Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и семена растений.) Воробей - маленькая бойкая птичка. Воробей - проворная птица, не боясь, прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки.

Труд. Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.
П\ и: "Найди себе пару". "Поймай мяч". Ходьба по наклонной доске.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Флажок". "Угадай"
Самостоятельная игровая деятельность. Игры по сигналу.
Пальчиковая гимнастика "Воробушек"

№ 25
Наблюдение за ветром

Цели – продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

Беседа Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)

Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Та¬кое передвижение воздуха создает ветер.) Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
Сегодня есть ветер? Какой он по силе?
Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флю¬гера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрел¬ке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.) Как определить с какой стороны дует ветер? (С помо¬щью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Труд. Уборка участка от веток и камней.
П\ и: "Коршун и наседка". "Ветер". Упражнение с мячом.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто спрятался?". "Один – много"
Самостоятельная игровая деятельность. Сбор камней на участке и выкладывание из них компози¬ции.
Пальчиковая гимнастика "Ураган"

№ 24
Наблюдение за насекомыми

Цель – Формировать желание наблюдать за насекомыми. Дать представления о насекомых. Познакомить с внешними
особенностями насекомых.

Беседа
Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в
руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид
насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда
становиться холодно насекомые прячутся. Гусеница – голова,
много ножек, длинное туловище. При повороте туловища, все
тело выполняет это действие. Гусеница питается листочками.
Бабочка – яркий окрас бабочек, полет бабочки: летает, как будто танцует. Любят сидеть на цветах, едят пыльцу.

По тропинке бежит паровоз
Нет руля у него и колес,
Рельсы в траве еще не проложены
Вместо колесиков множество ножек. Бабочка красавица
Кружится, летает
Бабочка красавица
Нас не замечает.

Труд. Уборка мусора на участке.
П\ и: "Ловишка", "Бездомный заяц". Упражнение на развитие
равновесия.
Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Посчитай и
отсчитай". "Что съедобное?".
Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном
участке.
Пальчиковая гимнастика "Гусеница"

№ 26
Наблюдение в аптекарском огороде

Цель – закреплять знания о лекарственных растениях, расту¬щих на участке детского сада; формировать умение и желание беречь и защищать
при¬роду.

Беседа Почему, крапива растет на аптекарском огороде? Разве крапива
не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они ос¬танавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витамина¬ми К, С.) Когда заг

Категорія: Пізнавальний розвиток | Додав: Мишель
Переглядів: 7200 | Завантажень: 160 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 4.0/3
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Пошук
Друзі сайту
Заходьте до нас в гості.
Сайт по логопедії
Статистика

Онлайн всього: 3
Гостей: 3
Користувачів: 0

Copyright MyCorp © 2016
Всі посилання, розташовані на даному ресурсі, були взяті з відкритих джерел інтернету. Всі права на матеріали, представлені в даному розділі, належать їх авторам, правовласникам і видавництвам.
Ні адміністрація, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші особи не несуть відповідальності за використання матеріалів даного розділу!
Зробити безкоштовний сайт з uCoz