Дидактичні ігри логіко-математичного спрямування - Пізнавальний розвиток - Методична скринька - Для завантаження інформації з сайту ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ! - Сайт вихователів
    Реєстрація.    Створить PS Субота, 03.12.2016, 11:31

Меню сайту
Категорії розділу
Конспекти занять [1]
Дослідницька діяльність [1]
Мовленнєвий розвиток [4]
Пізнавальний розвиток [13]
Художньо-естетичний розвиток [2]
Ігрова діяльність [8]
Методичний кабінет [20]
Персональний кабінет
Привіт: Гість

Сообщения:

Гість, ми раді вас бачити. Будь ласка зареєструйтесь або авторизуйтесь!
Форма входу
Погода

Для завантаження інформації з сайту ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ!

Головна » Файли » Методична скринька » Пізнавальний розвиток

Дидактичні ігри логіко-математичного спрямування
01.02.2011, 10:05
Дидактичні ігри логіко-математичного спрямування

1. Назови одним словом
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изобра-жением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
2. Подбери по величине
Цель: Развитие умения классифи-цировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигу-ры (квадраты, прямоугольники, кру-ги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: Педагог кла-дет на стол два круга. Около боль-шого круга дети кладут большие фи-гуры. Около маленького круга - ма-ленькие. Игра проводиться с не-большой группой детей (6-7 чел.).

3. Найди лишнюю фигуру
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».
Содержание игры: Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди ос-тавшихся фигур найти лишнюю. (Тре-угольник, у остальных фигур по четы-ре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чи-сел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у ка-ждой фигуры по четыре угла).
4. Подбери подходящее
Цель: Развитие умения сравни-вать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему при-знаку.
Материал: Карточки с изображе-нием разнообразных геометрических фигур.
Содержание игры: Перед ребен-ком выкладываются три карточки с изображенными на них геометриче-скими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ре-бенка – подобрать четвертую кар-точку с подходящей геометрической фигурой.

5. Что подходит?
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку фор-мы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать ос-нование группы словом.
Материал: Четыре четырехуголь-ника, три треугольника, цифры «3», «4».
Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольни-ка, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает де-тям один треугольник и два четырех-угольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четы-рехугольника, у каждого по четыре угла).
6. Раздели фигуры
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку раз-мера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.
Материал: Три больших квадрата, пять маленьких квадратов одного и того же цвета, цифры «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10».
Содержание игры: Ребенок должен разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10» выбрать те, которые подходят к составляемым группам, объяснить свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла).

7. Раздели на группы
Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифици-ровать фигуры по двум основаниям (цвет, размер), умение соотносить цифры с при-знаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.
Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».
Содержание игры: Детям задается во-прос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается за-дание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших крас-ных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадра-тов? Сосчитаем по порядку (первый, вто-рой…).

9. Что изменилось?
Цель: Развитие внимание, наблю-дательности, памяти, самоконтроля.
Материал: Четыре больших квад-рата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг.
Содержание игры: Педагог пред-лагает детям – вы закроете глаза, я уберу один квадрат, и вы скажите, ка-кой именно квадрат я убрала: боль-шой или маленький, красный или зе-леный. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно уб-рать сразу по 2-3 квадрата. Задание направленно на развитие внимания, наблюдательности, памяти, самокон-троля, а так же готовит детей к пони-манию действия вычитания.
8. Посмотри и разложи
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное коли-чество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.
Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треуголь-ника, три маленьких зеленых тре-угольника, цифры: «2», «5», «3»?
Содержание игры: Дается задание разделить на две группы (по разным признакам: цвету и размеру – боль-шие желтые фигуры и маленькие зе-леные; по форме – круги и треуголь-ники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых кру-га, пять желтых больших фигур, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три ма-леньких зеленых треугольника). Сколько всего фигур? (Одиннадцать).

10. Куда отнести?
Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.
Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три ма-леньких зеленых круга и три маленьких зе-леных треугольника, желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник.
Содержание игры: Фигуры разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предла-гая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически приходят к опре-делению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обыч-но говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

11. Что не подходит?
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, соотносить их между собой, выделять общее и различное.
Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, крас-ный, зеленый), большого и маленько-го размера.
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются поочередно карточки с изображением фигур, в которых од-на отличается от остальных по како-му-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.

12. Сложение и вычитание
Цель: Подводить детей к пониманию смысла действия сложения и вычитания.
Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три ма-леньких зеленых круга, три маленьких зеле-ных треугольника, цифры от «1» до «9», знаки «плюс», «минус».
Содержание игры: Педагог выкладывает перед детьми фигуры и спрашивает: что может означать запись «2+3»? Составляя различные группы, соответствующие этой записи, дети глубже осознают смысл дейст-вия сложения: два больших желтых круга и три маленьких зеленых круга, два больших желтых круга и три больших желтых квад-рата, два больших желтых круга и три ма-леньких зеленых треугольника. Что бы ни входило в группу, ее общая количественная характеристика постоянна, а символическая модель (2+3) отражает общее свойство всех составляемых групп независимо от формы и цвета ее объектов.

13. Подходящее к подходящему
Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общий признак и разделять на группы по заданному признаку.
Материал: Набор из 24 карточек с изо-бражением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.
Содержание игры: В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый мол-ча раскладывает карточки на группы по ка-кому-либо признаку (по форме, цвету, раз-меру). Разложив 8-12 карточек, передает ос-тальные ребенку. Если он не понял, что на-до делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки расклады-ваются по другому признаку.

14. Найди отличающуюся кар-точку
Цель: Развитие умения анализиро-вать, выделять свойства фигур, ори-ентироваться в различении признаков.
Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, крас-ный, зеленый), большого и маленько-го размера.
Содержание игры: Карточки делят поровну между играющими. Педагог выкладывает на стол карточку, ребен-ку нужно положить карточку с фигу-рой, отличающейся только одним признаком. Эта игра развивает не только восприятие формы, величины, цвета, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, логич-ность и обоснованность мыслитель-ных действий.

15. Найди
Цель: Развитие умения сравнивать гео-метрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по за-данному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьеныша.
Содержание игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и фор-ме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
16. Цепочка
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьеныша.
Содержание игры: От произвольно вы-бранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
• Чтобы рядом не было фигур одина-ковой формы (цвета, размера, толщины);
• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
• Чтобы рядом были фигуры одинако-вые по размеру, но разные по форме и т.д.;
• Чтобы рядом были фигуры одинако-вого цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

17. Второй ряд
Цель: Развитие умения анализиро-вать, выделять свойства фигур, нахо-дить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических бло-ков Дьеныша.
Содержание игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ни-ми второй ряд, но так, чтобы под ка-ждой фигурой верхнего ряда оказа-лась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
18. Домино
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьеныша.
Содержание игры: Фигуры делятся по-ровну между участниками (не более 4 чело-век). Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропуска-ется. Ходить можно по-разному. Например:
• Фигурами другого цвета (формы, размера);
• Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
• Фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
• Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
• Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

19. Раздели фигуры
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.
Содержание игры: Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Ответить на вопросы:
 Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
 А у зайки? (Все не красные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
• Чтобы у мишки оказались все круглые фигуры;
• Чтоб зайцу достались все большие;
• Чтобы зайцу достались все желтые и т.д.
20. Раздели фигуры 2
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по двум признакам.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.
Содержание игры: Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все синие фигуры, а у зайки все квадратные.
После разделения фигур ответить на во-просы. Например: Какие фигуры достались только мишке? (Синие, квадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигу-ры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не по-дошли? (Не синие, не квадратные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
• Чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки – все большие;
• Чтобы мишке достались все маленькие, а зайке – все прямоугольные;
• Чтобы у мишки оказались не-круглые, а у зайки – все желтые.

21. Раздели фигуры 3
Цель: Развитие умения анализировать, вы-делять свойства фигур, классифицировать фигу-ры по трем признакам.
Материал: Набор логических блоков Дьене-ша, игрушки: Буратино, Незнайка, Чебурашка.
Содержание игры: Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки все боль-шие.
Вопросы:
• Какие фигуры достались только Бурати-но? (Круглые, не желтые, маленькие).
• Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, круглые).
• Какие фигуры достались только Незнай-ке? (Большие, не желтые, некруглые).
• Какие фигуры подошли сразу и Бурати-но и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).
• Какие фигуры достались сразу и Бура-тино и Незнайке? (Круглые, большие, не жел-тые).
• Какие фигуры подошли сразу Незнайке и Чебурашке? (Большие, желтые, некруглые).
• А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).
22. Найди нужный блок
Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозна-чения свойств.
Содержание игры: Дети рассмат-ривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ре-бенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же бло-ки, назвать их. Аналогично проводят-ся игровые упражнения с двумя и бо-лее карточками.

23. Найди нужный блок 2
Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрица-нием свойств.
Содержание игры: Дети рассмат-ривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств бло-ков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточ-ка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично прово-дятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

24. Угадай, какую фигуру я зага-дал
Цель: Развитие логического мыш-ления, умения кодировать и декоди-ровать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозна-чения свойств, карточки с отрицанием свойств.
Содержание игры: Педагог выкла-дывает перед ребенком набор карто-чек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описы-вает с помощью карточек какой-либо блок.

25. Дерево
Цель: Развитие умения анализировать, вы-делять свойства фигур, классифицировать фигу-ры по нескольким признакам.
Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигу-ра - носитель трех важных свойств: формы, цве-та, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: крас-ный, большой прямоугольник; желтый, малень-кий круг; зеленый, большой квадрат и т. п.
Содержание игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви дви-гаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего раз-ветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вы-расти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Анало-гично проводиться игра со следующим рисун-ком. 26. Игра с одним обручем
Цель: Развитие умения разбивать мно-жество по одному свойству на два подмно-жества, производить логическую операцию «не».
Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Содержание игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа нахо-дится внутри обруча и вне его, устанавли-вают правила: например, располагать фигу-ры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После располо-жения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполага-ется ответ: «вне обруча лежат все не крас-ные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

27. Игра с двумя обручами
Цель: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.
Содержание игры: перед началом игры не-обходимо выяснить, где находятся четыре об-ласти, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внут-ри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).
1. затем называется правило игры. Напри-мер, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
2. после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопро-сы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить мно-го раз, варьируя правила игры.
Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фи-гур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.
28. Игра с тремя обручами
Цель: Развитие умения разбивать множество по трем совместимым свойством, производить логические операции «не» «и», «или», развитие доказательности мышления.
Материал: 3 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.
Содержание игры: Педагог кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) об-руча так, чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствую-щим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается рас-положить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего – все квадратные, а внутри жел-того – все большие. Какие блоки лежат:
• внутри всех трех обручей; внутри крас-ного и синего, но вне желтого обруча;
• внутри красного и желтого, но вне си-него; внутри красного, но вне синего и вне жел-того обруча;
• внутри синего, но вне желтого и крас-ного обруча;внутри желтого, но вне красного и синего обруча;
• вне всех трех обручей?
29. Где чей дом?
Цель: Развитие умения анализиро-вать, выделять свойства фигур, клас-сифицировать.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изобра-жением дорожек и домиков.
Содержание игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Аналогично проводиться игра с таблицей № 2.
30. Помоги фигурам выбраться из леса
Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблица с изображением леса и дорожек.
Содержание игры: Перед детьми табли-ца № 3 (Приложение 8). На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.
Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам. Затем дети по оче-реди выводят каждую фигуру из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.

Категорія: Пізнавальний розвиток | Додав: Мишель
Переглядів: 17224 | Завантажень: 239 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Пошук
Друзі сайту
Заходьте до нас в гості.
Сайт по логопедії
Статистика

Онлайн всього: 5
Гостей: 5
Користувачів: 0

Copyright MyCorp © 2016
Всі посилання, розташовані на даному ресурсі, були взяті з відкритих джерел інтернету. Всі права на матеріали, представлені в даному розділі, належать їх авторам, правовласникам і видавництвам.
Ні адміністрація, ні хостинг-провайдер, ні будь-які інші особи не несуть відповідальності за використання матеріалів даного розділу!
Зробити безкоштовний сайт з uCoz